Cuba - Куба ..Главная
..Карта сайта
..Кубинский Ром
..Кубинские Сигары
..Виза на Кубу
..Музыка и танцы Кубы
..Описание Кубы
..Достопримечательности Кубы
..Экскурсии на Кубе
..Каталог отелей Кубы
..Лечение на Кубе
..Лечение и оздоровление детей
..Отзывы туристов о Кубе
..Погода на Кубе
..Дайвинг на Кубе
..Цены на туры
..Авиаперелеты

Афрокубано против 

афрокарибеньо. 

Дискуссия продолжается



"Buena Vista Social Club"(Клуб Буэна Виста)

Компай Сегундо (Compay Segundo)

Тито Пуєнте

 
 

Любители музыки "тропикаль" находят неизбежным то, что традиционная кубинская музыка сейчас на пике моды. В начале 21 века огромный коммерческий успех объединения кубинских музыкантов Клуб Буєна Виста  (Buena Vista Social Club), интерес к которому был в немалой степени вызван и одноименным документальным фильмом о проекте, привел к массовому выпуску дисков и организации мировых турне и награждением премией "Грэмми" таких исполнителей, как Ибраим Феррер, Элиадес Очоа, Компай Сегундо. Возросшая популярность кубинской музыки должна бы только радовать – если б она не послужила началом "войны", которая уже разгорается в околомузыкальных кругах.

В Сан-Хуане, Пуэрто-Рико, выходит первая специализированная книга о лэтин-джазе: "Словарь латиноамериканского джаза". Ее автор, Нет Шедьяк, во вступлении к книге резюмирует: "Подавляющее большинство музыки, именуемой нами "лэтин-джаз" – афрокубинского происхождения. Именно так – афрокубинский джаз – и следует это течение именовать. Что касается сальсы – это, в лучшем случае, слияние кубинской музыки с популярными нью-йоркскими музыкальными течениями 70-х, а в худшем – плохо сыгранная кубинская музыка". На что уважаемому литератору и критику можно возразить, что майамская эмигрантская сальса "а ло Вилли Чирино" – это плохо сыгранная САЛЬСА.

Еще больше накаляет обстановку статья, цинично названная "Y despues que le pongan salsa"*, опубликованная в гаванском еженедельнике "Гранма", автором которой является Педро де ла Ос (Pedro de la Hoz). В нем автор приветствует с понятной гордостью номинирование на Премю Grammy 1999 дисков кубинских артистов, и чтобы подчернуть превосходство кубинской музыки, указывает на то, что "венесуэлец Оскар Д'Леон объявил публично свой долг с (кубинцем) Бенни Море".

Масла в огонь подлило и высказывание Тито Пуэнте о том, что "когда кончится блокада (имеется в виду режим Фиделя на Кубе), нам всем нужно будет пойти в школу", интерпретированное как "Куба – это музыкальная школа, в которой жители остальных стран Латинской Америки будут вечными учениками". Совершенно ясно, что проблема состоит в существовании диаметрально противоположных точек зрения на музыку тропикаль: сторонников афрокубинской школы, предполагающих любой ритм тропикаль дочерним ритмом афрокубинских ритмов, и сторонников афрокарибской школы, полагающих, что, поскольку в слиянии, рождении и развитии различных ритмов участвуют многие страны Карибского бассейна, справедливей было бы называть эти ритмы афрокарибскими. 

Согласно статье, опубликованной в "Бостон Глоб", популярность кубинских оркестров начинает превосходить популярность нью-йоркских легенд сальсы, и некоторые кубинские музыканты открыто выражают свое презрение к сальсе как к всего лишь довеску к настоящей музыке.

Чтобы разобраться, следует проанализировать причины, по которым афрокубинское видение доминирует в отношении музыки тропикаль. Согласно профессору Элмеру Гонсалесу, читающему курс лекций по афроантильским ритмам в университете Саградо Корасон, следует принять во внимание три основные детали: географическое расположение места возникновения ритма, его развитие и его распространение по миру. В последних двух факторах следует также обратить внимание на исполнителей (музыкантов), которые непосредственно участвуют в эволюции ритма.

Несомненно, что в начале ХХ века Куба располагала уникальными условиями для развития музыкальной культуры (такими, как многочисленные радиостанции в 20-30-е годы, способствовавшие быстрому развитию артистической популяции), что превратило ее в музыкальную Мекку Латинской Америки. Оттуда национальные ритмы с удивительной быстротой проникали в другие страны, получали там признание и, конечно же, оказывали большое влияние на местную культуру. Но не вытесняли ее полностью. "Как пример, существует гуарача кубана и гуарача хибара. Дело в том, что на кубинский ритм каждый музыкант накладывал личные особенности исполнения, свойственные его родной культуре".

Шедьяк заявляет, что "джаз латино" следует называть "афрокубинским джазом". Существует достаточно много музыковедческой литературы – книг, всячески подчеркивающих доминирование кубинской музыки над остальными карибскими ритмами. Ими пользуются как источниками информации музыкальные журналисты, в особенности из Соединенных Штатов.
 

* "A теперь пусть соусом польют" (исп.) – строчка из песни.
 
 
 
 
 



Политика конфиденциальности