Меренге (Merengue) - национальный танец Доминиканской республики и, также, до некоторой степени, Гаити, соседнего с ней государства, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Этот танец является одним из самых распространённых и зажигательных танцев в мире. Раньше он не был так популярен, однако в последние годы сумел покорить множество людей, проживающих за пределами Латинской и Северной Америки, и, пройдя триумфальным маршем, надолго занять умы и, конечно же, тела людей во всём мире. Подтверждением этому является появление и быстрый рост всяческих клубов, в которых можно не только часок насладиться Меренге, но и отдаться ему на всю ночь, а так же курсов, на которых Вас научат не только базовым движениям, но и, если Вам будет по силам, слиться с ним и почувствовать его изнутри. Танец меренге существовал, начиная с ранних лет Доминиканской республики
(на Гаити похожий танец называется Merengue = безе). Возможно, что танец
взял своё название и от имени кондитерского изделия - безе, сделанного
из сахара и яиц, из-за лёгкого характера танца, или из-за его точного ровного
ритма, напоминающего взбивание яиц.
..Музыка
меренге
В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон. Труба и тромбон, как широко используемые в музыке «тропического» направления, делают мелодию веселой и торжественной. В частности, оглушительные партии труб характерны для меренге с острова Пуэрто-Рико. Доминиканские музыканты чаще вводят в оркестр один или два саксофона; в этом случае мелодический рисунок становится более сглаженным. Фольклорные ансамбли в некоторых случаях также используют саксофон. Музыка меренге очень разнообразна. Иногда, даже на протяжении одной
мелодии ритм может меняться, в последней части танца ускоряясь, что привносит
остроту в исполнение танца. Иногда, медленный ритм Болеро
(Bolero) может вдруг ворваться в меренге.
..Танец
меренге
Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры. Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге. Первоначально танец выглядел таким образом: пары делали быстрые движения ногами, однако без подпрыгиваний и сильных движений бёдрами. Танец походил на кружение петуха вокруг курочки, чтобы влюбить её в себя, совершая ногами различного вида движения. Это было некий способ выражение своих чувств - ногами. Со временем под воздействием различных культур, общения с представителями различных частей света, как и любое явление в жизни, произошли изменения и в Меренге. Он позаимствовал немного от Испании, немного от Африки, некоторые движения "гринго" (one-step), результатом чего ныне мы и можем наслаждаться. В отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить
тем, что партнеры двигаются обнявшись, что придает танцу особую интимность,
дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Этот танец идеально
подходит даже для маленького, переполненного танцпола. Несложный по шагам,
меренге легко учится, многие считают его танцем-забавой, который может
доставить наслаждение движением и музыкой даже начинающим танцорам.
..История
меренге. Зарождение музыкального жанра
1) Некоторые считают, что происхождение характерных для Меренге па идет
от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их
ноги были скованы цепями в щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы
хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося
вес тела с одной ноги на другую. Надсмотрщик же задавал ритм работы, ударяя
в барабан.
"Tomas huyo con la bandera,
"Toмас сбежал со знаменем,
По словам социолога Рафаэля Видаля, это и было первое меренге. Также известно, что в 1850 году меренге уже звучало практически повсеместно, вошло в моду и полностью вытеснило другие ритмы. 5) Меренге напрямую происходит от распространенной в те времена кубинской мелодии под названием упа (upa habanera). В Доминиканскую Республику упа пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века (Fradique Lizardo). Остановимся на этой самой распространённой версии и, учитывая анализ множества людей, примем её за самую верную, с чем Вы можете согласиться или не согласиться. Так, в 1838-1849 годах получил широкое распространение кубинский танец "упа абанера" (upa habanera), который вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго. Одно из движений этого танца называлось "меренге". Похоже, это название нигде не упоминалось до тех пор, пока полковник Альфонсека не начал включать фрагменты этой популярной мелодии в свои произведения. Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, наиболее доступных, таких, как трес (трехструнная гитара), куатро (четырехструнная гитара), доминиканская бандуррия. В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который, благодаря удобству в обращении с ним, заменил бандуррию и гитары. Но в то же время мелодические возможности аккордеона налагали некоторые ограничения на музыку, и поэтому меренге с тех пор практически не претерпело изменений. В дальнейшем присоединились духовые, и Меренге стали исполнять целые оркестры. ..Происхождение
танца
В те времена танец меренге представлял собой следующее: мужчина и женщина, обнимая друг друга, совершали движения в разные стороны и делали повороты направо или налево. Это называлось «салонное меренге» (merengue de salon), в котором партнеры никогда не разделялись. Также существовал другой вариант этого танца, «фигурное меренге» (merengue de figura), где танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись. Танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Пасео, выход пар под медленную мелодию, вскоре исчез. Меренге, основная часть танца, увеличилась с 8-12 тактов до 32-48. Халео, завершающая часть, также претерпела изменения благодаря включению в нее экзотических ритмов и в конце концов перестала быть составной частью меренге. ..Развитие
меренге до 1930 года
В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) начал кампанию за запрещение меренге. Она ничего не дала, так как к тому времени Меренге сильно распространился и глубоко пустил свои корни. Особенно широкое распространение оно получило в регионе Сибао, город граничащий с соседним государством Гаити и, возможно, поэтому эта местность считается родиной меренге. К тому времени уже ушло из больших городов и сделалось популярным в сельских регионах. С другой стороны, знаменитые музыканты того времени, такие как Хуан Ф. Гарсиа, Хуан Эспинола и Албэрто Эрнандэс, решили "ввести" Меренге с танцевальные салоны, однако нельзя сказать, что победа была быстрой, так как высшему обществу было нелегко принять что-то народное как своё родное сразу и безотлагательно. Однако, благодаря своей ритмичной весёлости, Меренге всё же смог пробиться и удержаться с большей лёгкостью в увеселительных местах и во время проведения праздников. В начале ХХ века началось движение за возрождение меренге. Известные музыканты того времени хотели, чтобы меренге вновь зазвучало в салонах. Для этого тексты, сопровождающие музыку, необходимо было избавить от вульгарных выражений. Долгое время попытки оправдать меренге были безуспешны. Известные исполнители меренге в 1910—1930 годах: Франсиско «Ньико» Лора
(Francisco «Nico» Lora), Антонио Абреу (Antonio Abreu).
..Меренге
в эпоху диктатора Трухильо (1930—1961)
Но, не смотря на всё это, высшее общество продолжало отвергать Меренге, пока однажды одна из аристократических семей не заказала Луису Албэрти, выступавшему с оркестром, сочинение Меренге с "пристойными" текстами. Так родилась композиция "Кум Педро Хуан" (Compadre Pedro Juan), которая не только понравилась присутствующим, но и, произведя фурор, стала гимном Меренге, начав своё триумфальное шествие. В дальнейшем произошло некое разделение двух стилей Меренге - один аутентичный "народно-фольклорный", который ещё можно встретить в провинциях, и "салонный", созданный музыкантами на протяжении многих лет - самый распространённый ныне. В этот период меренге начинает постепенно распространяться за пределы
страны, благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике
и во всем Карибском регионе. Известно, что уже в 30-е годы меренге-оркестры
возникли в Венесуэле, Колумбии, США, на Кубе.
В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран (Alberto
Beltran), Анхель Вилория (Angel Viloria), Луис Калаф (Luis Kalaff), Хосеито
Матео (Joseito Mateo).
..Меренге
в наши дни
В 70-е, в стремительно растущих городах — Санто-Доминго и Нью-Йорке, центре доминиканской эмиграции, — меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y Los Vecinos, Conjunto Quisqueya, Wilfrido Vargas y Los Beduinos, Los Hijos del Rey. В эпоху 80-х на доминиканскую музыку оказали влияние многие зарубежные музыкальные стили, в частности, рок и джаз. Это способствовало еще большему росту мелодического разнообразия в меренге. Аранжировщики меренге вводят в обработки новые инструменты (скрипка, виолончель, синтезатор и другие). Среди исполнителей становятся известными Хуан-Луис Герра и его оркестр «4.40» (Juan Luis Guerra y la 440), Диони Фернандес (Dioni Fernandez), Алекс Буэно (Alex Bueno), Рамон-Орландо Валой (Ramon Orlando Valoy), Фернандо Вильялона (Fernando Villalona), Серхио Варгас (Sergio Vargas), Рубби Перес (Rubby Perez), «Братья Росарио» (Los Hermanos Rosario), и среди аранжировщиков — Мануэль Техада (Manuel Tejada). В конце 80-х—начале 90-х, во многом благодаря усилиям двух музыкантов, доминиканца Джоси Эстебана (Jossie Esteban) и пуэрториканца Альберто «Ринго» Мартинеса (Alberto «Ringo» Martinez), произошел рост популярности меренге в Пуэрто-Рико. Эстебан и Мартинес, основатели собственной группы La Patrulla 15, создали множество новых молодежных групп, таких как Cana Brava, Zona Roja, Las Nenas de Jossie y Ringo; открыли много молодых талантов — в частности, популярных певиц Ольгу Таньон (Olga Tanon) и Селинес (Celines). Развитие музыкального жанра как в Пуэрто-Рико, так и в Доминиканской Республике идет практически параллельно. В этот период меренге приобретает статус коммерческой музыки — альбомы многих исполнителей попадают на музыкальные рынки Америки, Европы и Азии. Однако, с середины 90-х пуэрториканское меренге претерпело значительные изменения, в основном в сторону упрощения ритма и мелодий. В конце 90-х возникло еще одно течение — нью-йоркское меренге, которое отличалось еще большим примитивизмом текстов и мелодий. Также в конце 90-х в Доминиканской Республике и доминиканских общинах
Нью-Йорка возросла популярность фольклорного «меренге типико». В 1997 году
нью-йоркская группа Fulanito выпустила сенсационный альбом «Guallando»,
который явился сплавом меренге типико с современными городскими ритмами
(рэп).
Политика конфиденциальности |