Всему миру известно слово Румба, но мало людей знают точное значение этого слова. Румбой является одно из древних артистических выражений, танца и музыки, которое создал Кубинский народ. Прежде чем начать говорить о румбе, обратимся к ее истории. Этот стиль музыки и танца зародился на Кубе в XIX веке в результате взаимодействия африканской и испанской культуры, т.е. смешения культуры ввозимых на остров рабов с культурой испанских колонистов. С африканцами на Кубе появились и их традиционные верования. Танцы и музыка сантерии - афро-кубинской религии, синкретизма католичества и африканских культов - вдохнули жизнь в румбу, явились ее основой. Например, благодаря им в настоящее время мы можем встретить в румбе такие движения как yakota, cha cha lokafu. Хотелось бы выделить одного из сантос ("святых") сантерии - Chango, т.к. он является хозяином барабанов, а своими телодвижениями он способен завоевать любую женщину. Таким образом румба рождена, за счет религиозных ритуалов, развивалась она на базе ярко выраженных ритмов и хоровых голосов. Также можно сказать что Румбой, являются все те танцы, которые были созданы кубинцами. Когда на Кубе говорят, «пошел с Румбой» (Se fue de Rumba), это означает, что пошел отдыхать, не зная, какой танец ему предстоит ночью танцевать. В XVII веке чернокожие кубинцы стали принимать активное участие в создании народной музыки. В то время Румба не очень ценилась, потому что она была создана рабами совместно с креолами, и как некоторые говорили, танцевать Румбу могли только темнокожие жители Гаваны и Матансас. Румба родилась в бедных кварталах Кубы. Каждую субботу соседи по solar собирались вместе, чтобы раствориться в этом танце и таким образом забыть свои печали и горести. Для того, чтобы играть мелодию румбы им достаточно было el cajon menor, el cajon mayor, ложек, кастрюль и, самое главное, las claves. Содержание песен было направлено на социальные темы: люди выражали свой протест против тогдашнего правительства (правительства США), ну и, конечно же, главной темой румбы была любовь к мулаткам. В начале 19 века существовало три варианта Румбы: - Ямбу (yambu) - парный танец с относительно медленными и спокойными
движениями, в основном танцуется пожилыми людьми;
Но широкую известность получила румба гуагуанко – танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за Румбой и закрепилось название - «танец любви». Коренную эволюцию Румбы претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант Румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры. «Это апофеоз танго», - поет Паоло Конте. И он прав, поскольку и Танго, и Румба произошли от хабанеры. Этот кубинский танец с испанскими корнями породил двух очень разных сестер, одну со светлой кожей, другую – с темной. В Аргентине она удивительным образом переродилась в чувственное Танго. На Кубе же хабанера преисполнилась чувственной и полной жизненности хореографией –и возникла Румба, более африканский по своей сути танец. Разница в ритмах Сон и Румба существует, она находится в стержне ритма. При исполнении Румбы или Сона используют Клавэ (Clave) который является музыкальным инструментом и исполняет функцию ручного метронома, тем самым, создавая ритм Сона или Румбы. Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную Хозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы. Изначально не существовало четкого разделения танцев румба и ча-ча-ча, из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта приводящие к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились. Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, и приобрела свое обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть — первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть — первая доля, так называемое — «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»). В связи с этим многие знаменитые в прошлом румбы с современной точки зрения следует считать скорее ча-ча-ча или даже вообще невозможно четко классифицировать как один из этих танцев. Так, например, знаменитая мелодия «Кукарача», считавшаяся румбой, не является ни ею, ни ча-ча-ча с современной точки зрения. Среди всех бальных танцев румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием. Отличительной особенностью румбы являются эротические плавные движения соединенные с широкими шагами. В ходе своей эволюции румба приобрела многие черты, характерные для блюза. Контраст ярко выраженного эротического характера танца и драматического содержания музыки создаёт неповторимый эстетический эффект. Немногочисленные современные румбы, написанные в мажоре, имеют свою изюминку, но не оставляют такого глубокого впечатления. В настоящее время этот танец известен на всех континентах. Сначала он
пришел в кабаре, а затем на телевидение. Существует бальная румба, но она
существенно отличается от аутентичного кубинского варианта. Так румба стала
известной во всем мире.
Политика конфиденциальности |