"Я зовусь, или меня зовут, Максимо Франсиско Репиладо Муньос, Компай Сегундо, для некоторых – Панчо. Не правда ли, слишком много имен для одной персоны?" Francisco Repilado (Компай) родился 18 ноября 1907 года в Сибонее, на востоке Кубы, всего девятью годами позже того конфликта, который не смог ни физически, ни исторически разделить два народа, которые объединял не только общий язык.* Ростки, которые дала испанская нация в народной кубинской культуре, продолжали расти и развиваться и после 1898 г. Испанцы, уроженцы Андалусии, Галисии и Канарских островов, в двадцатом веке продолжали эмигрировать на Жемчужину Антильских островов. И вместе с ними путешествовала музыка, продолжая культурный обмен, начало которому было положено много раньше.И вовсе не случайно более пятидесяти лет назад, в Гаване, Компай сочинил "Хулансито", самое что ни на есть настоящее современное фламенко, так же как не случайность и то, что Пепе Эль де Ла Матрона, Перикон или Чано Лобато в Кадисе писали такие "кубинские" песни, как эта: "Я не могу отрицать,
Компай Сегундо, внук Ма Рехины, бывшей рабыни, которая прожила 115 лет, в 1916 году переезжает с семьей в Сантьяго де Куба, вскоре старший брат приносит в дом трес – "…и все попали под очарование треса". Затем в доме появляется гитара – "…и все очарованы гитарой". В это время их дом часто посещает Синдо Гарай, один из непревзойденных мастеров Старой Тровы, творчеством которого Компай с детства был очарован. Со временем юноша начинает брать уроки сольфеджио, затем, под покровительством маэстро Энрике Буэно, поступает в Музыкальный Оркестр Сантьяго в качестве кларнетиста. Там он сводит знакомство с Сиро Родригесом, Рафаэлем Куэто и Мигелем Матаморосом, которые позже создадут знаменитое трио Матаморос. Они выигрывают конкурс оркестров в Гаване, введя как новый классический стиль Сон Монтуно, музыку, которая ранее не издавалась и не рекламировалась, и которая даже в наши дни представляет собой уникальное в музыкальном мире явление. Они были избраны для участия в историческом концерте, в котором помимо других произведений исполнили гимн Кубы во время инаугурации Капитолия в 1929 году. Компай никогда не мог отдать предпочтение одному из двух - тресу или гитаре. Поэтому он изобрел инструмент, сочетающий в себе качества обоих, и назвал его гармоникой** – фундаментальный инструмент, игра на котором стала "визитной карточкой" Компая. Он имеет шесть струн, третья из которых - двойная, чтобы имитировать звучание треса. Едва выйдя из подросткового возраста, Компай начинает появляться в радиопередачах с квартетом Кубанакан (Cubanacan), который затем, с появлением Ньико Сакито, автора "Maria Cristina" и "Cuidadito Compay gallo", трансформируется в квинтет Cuban Stars и гастролирует, принимая участие в представлениях и спектаклях по всей стране. Уже в Гаване он вступает в квартет Cuarteto Hatuey вместе с Эвелином Мачином (братом Антонио Мачина***), с которым совершает шестимесячное турне по Мексике, где снимается в двух фильмах: "Tierra Brava" и "Mexico lindo y querido". В 1942 году вместе с Лоренсо Йерресуэло (тоже уроженцем Сибонея) основывает дуэт Los Compadres – поворотный момент в карьере обоих. Именно в это время радиослушатели окрестили их Компай Примо (Йерресуэло, за роль первого голоса в дуэте) и Компай Сегундо (Репиладо) – один из талантливейших "вторых голосов" в истории кубинской музыки. Начиная с этого времени, они начинают интенсивно записываться, выпуская по пластинке в месяц. Тогда же, в сороковые годы, Мигель Матаморос приглашает Компая Сегундо в свой знаменитый оркестр. Репиладо выступает там в качестве кларнетиста двенадцать лет, и за это время знакомится и становится хорошим другом Бенни Море. В 1950 году, после распада Los Compadres, композитор Уолфридо Гевара (который и поныне ведет активную музыкальную деятельность, наравне с другими кубинскими гениями 80-х) советует Компаю создать собственную группу и назвать ее Compay Segundo y su grupo. В группу Компая в качестве вокалистов вступают Карлос Эмбале и Пио Лейва, последний записывает вместе с Компаем в 1957 году свой первый диск, в который вошли такие известные вещи как "La juma de ayer" и "La mujer de peso". Рассказывают, что во время записи этого диска музыканты вынуждены были прерваться, потому что именно в это время происходила атака Президентского дворца и перестрелка была слышна даже в студии звукозаписи. Затем пришло незаслуженное забвение. Компай, успевший к тому времени стать одним из живых символов кубинской музыки, за свой гениальный композиторский талант и уникальное исполнительское мастерство, исчез с музыкального горизонта. Некоторые музыканты, исполнявшие его песни, продолжали помнить о том, что Компай еще жив, и как никогда. Другие даже не подозревали, что то, что они исполняли каждый день, принадлежало перу Франсиско Репиладо. В любом случае, он никогда окончательно не покидал музыку, совмещая ее со своей старой профессией табачника ни много ни мало – семнадцать лет! В 1989 году его вытаскивает из несправедливого "изгнания" Данило Ороско, знаменитый кубинский музыковед, который отвозит его вместе с Марселино Гера "Рапиндеем" и Квартетом Патриа в Вашингтон, в Смитсоновский университет, для участия в качестве специально приглашенных гостей в Фестивале традиционных американских культур. В 1994 году Компай приглашен участвовать в Первой встрече сона и фламенко, проходящей в Севилье. На следующий год он снова участвует в этом мероприятии вместе с кантаором Чано Лобато. С этого момента он обретает известность на иберийском полуострове и Канарских островах. В Мадриде и Париже он выступает с огромным успехом в самых престижных концертных залах, его популярность снова растет, его приглашают на бесчисленные фестивали в качестве "гвоздя программы". В 1996 г. при содействии Сантьяго Аусерона выходит его "Антология". Чуть позже Рай Кудер вместе с Ником Голдом и Хуаном де Маркосом включают его в диск "Buena Vista Social Club"(Клуб Буэна Виста) наравне с другими гениями кубинской музыки. 15 ноября 1997 года, после вручения Компаю Ордена Феликса Варелы (Orden Felix Varela), высшей кубинской награды в области искусств, в Национальном театре Гаваны устраивается пышное празднество в честь его 90-летия. 14 июля 2003 Компай Сегундо скончался... Сейчас на всех улицах всех городов Кубы музыкальные группы включают
в свой репертуар темы Компая Сегундо, наравне с такими известными вещами,
как "Son de la loma" Трио Матаморос или "Guantanamera" Хосеито Фернандеса.
Девяносто шесть благополучно прожитых лет, и более семидесяти пяти из них
посвящены музыке - возможно, именно в этом был секрет его завидного долгожительства.
Как он сам любил повторять, "лучшее, что есть в жизни, господа, – это иметь
под рукой мою гитару, табак и глоточек рома, чтобы наслаждаться с друзьями..."
Источник:
0
Политика конфиденциальности |