..Главная
..Карта сайта
..Кубинский Ром
..Кубинские Сигары
..Виза на Кубу
..Музыка и танцы Кубы
..Описание Кубы
..Достопримечательности Кубы
..Экскурсии на Кубе
..Каталог отелей Кубы
..Лечение на Кубе
..Лечение и оздоровление детей
..Отзывы туристов о Кубе
..Погода на Кубе
..Дайвинг на Кубе
..Цены на туры
..Авиаперелеты

Тито Пуэнте

(Tito Puente)



Селия Крус и Тито Пуэнте, во время вручения звезду на Аллей Звезд Голливуда, 1987 г.

Антонио Бандерас и Арман Ассанте в фильме «The Mambo Kings»

 
 

Урожденный Ernest Anthony Puente, Jr., Tito Puente (Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте) получил признание во всем мире за свой вклад в развитие Латинской музыки как глава музыкальных коллективов, композитор, аранжировщик, перкуссионист, и наставник. Под именем "El Rey del Timbal" и "King of Mambo" он записал более 100 альбомов, опубликовал более 400 произведений, получил 5 наград Грэмми. Хотя он играл и записывал джаз и сальсу, Puente один из немногих музыкантов, которые заслуживают эпитета "легендарный", в основном за свое мастерство в области мамбо

"Тито" Пуэнте родился 20 апреля 1923 года в Нью-Йоркском испанском Гарлеме_ более известном как "Эль баррио". Незадолго до его рождения родители Тито уехали из своего родного Пуэрто-Рико и поселились в East Side районе Гарлема, известного как "El Barrio" за обилие испаноговорящего населения. В то время как отец Тито Ernest Anthony Puente, Sr. работал мастером на заводе бритвенных лезвий, его мама, Ercilia Puente, первая заметила музыкальный талант своего старшего сына и в возрасте 7-ми лет начала водить Тито на уроки пианино за 25 центов. Будучи ребенком, Тито, также, ходил в школу танцев и играл в бейсбол, пока в велосипедной аварии серьезно не травмировал лодыжку. Хотя свои первые официальные уроки Тито получил по классу фортепиано - его всегда интересовали ударные инструменты. В возрасте 10-ти лет, стараясь копировать своего кумира, ударника Gene Krupa, Тито начал изучать барабаны и перкуссию. "Я всегда барабанил по коробкам, по окнам" - однажды сказал Тито в интервью New York Post's. Будучи членом школьного квартета, Тито вырос на различной музыке, в том числе и музыке таких латинских артистов, как Miguelito Valdes и джазовых исполнителей, как Stan Kenton и Duke Ellington. 

Будучи подростком Тито устраивал небольшие концерты по выходным во дворе дома. "Мой отец обычно брал меня на танцы", говорил Тито Larry Birnbaum из Down Beat 's. "К полуночи я просто засыпал". В результате уже в 13 лет с ним заключили первый профессиональный контракт. В 15 лет Тито бросил школу и устроился на работу в оркестр Miami Beach, где играл американизированную румбу и другие латиноамериканские ритмы, включая танго, вальсы и пасодобли. Вернувшись в Манхэттен, Тито пошел играть на ударных инструментах в оркестр Noro Morales и Jose Curbelo, который в последствии стал первым Королем Мамбо на Манхэттене. Первый большой прорыв в карьере Тито произошел, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую Мировую Войну. После того, как барабанщика знаменитого оркестра Machito призвали на службу, Тито выпала возможность показать свой талант. "Возможно впервые в латинской музыке" - писал Holston - "литавры были вынесены на первый план". Тито, проявляя первые признаки своего таланта в организации концертных программ, также оживил оркестр, играя на ударных стоя, а не сидя, как это было принято всегда. "Играть в оркестре Мачито, – говорит Тито в одном из интервью, – стало для меня хорошей школой. Я приобрел бесценный опыт, играя афрокубинскую музыку – mambo, cha-cha-cha, guajira – то, что вскоре будет известно как latin-jazz". 

Как раз в самой середине тур Тито с группой был прерван призывом его на военную службу, следующие 3 года Тито служил во флоте США на военном авианосце в южной части Тихого Океана. Однако его военная служба дала ему также и позитивный опыт: Тито сдружился с трубачом Чарльзом Спиваком, игравшим в оркестре самого Гленна Миллера, и вместе с ним играл джаз на корабле, где оба служили. Ему не только выпала возможность научиться играть на саксофоне, но еще продолжить свое образование через G.I. Bill. Он потом назвал это одним из самых правильных решений в своей жизни - Тито поступил в Juilliard School of Music, где он изучил инструментовку, композицию и построение музыки. Многие его композиции, написанные в тот период, были позже сыграны Machito и другими ведущими латинскими коллективами. 

Сразу после работы с Machito и Curbelo в 1948 году Тито решает создать свой собственный оркестр The Picadilly Boys, которую в том же 1948 году перекрестил в "La Banda de Tito Puente. Выступая вместе с автором Мамбо кубинцем Perez Prado и с Tito Rodriguez в популярном в Нью-Йорке концертном зале Palladium, Тито популяризовывал новую танцевальную кубинскую музыку, которая называлась мамбо - быструю, отрывистую с афро-кубинскими мотивами, которую Тито в своем интервью New York Post определил как "четкий треск, повторяющийся много раз". Мамбо, наряду с ча-ча, гуагуанко, меренге и другими латинскими стилями стало позже широко известно как "сальса", но Тито не нравился этот коммерческий термин, он говорил, что он играет музыку, а не соус. 

Первый успех пришел в 1949 году. Мамбо, которое исполняла группа Тито Пуэнте совместно с двумя большими оркестрами, руководимыми старинными наставниками Пуэнте – кубинцем Мачито и пуэрториканцем Тито Родригесом, – произвело фурор в Нью-Йорке, и вскоре с легкой руки Переса Прадо разошлось по всему миру. Ранние хиты Тито, такие, как Ran Kan, Abaniquito, El Yoyo, и Picadillo, записанные с Tico Records, наэлектризовали танцоров всей Америки и вывели самого Тито на передний план среди всех латиноамериканских исполнителей" - писалось в Birnbaum. К середине 50-ых Тито успешно завоевал как испаноязычную, так и англоязычную аудитории. В 1958 году газета the New York daily La Prensa провела опрос среди своих читателей, согласно которому Тито стал "Королем Латинской Музыки", выиграв его у Prado и Rodriguez. Двумя годами позже RCA выпустила альбом Dance Mania, который на долгое время стал бестселлером во всем мире. 

Тито изменил даже саму расстановку оркестра на сцене: обычно перкуссионисты, в основной своей массе чернокожие, на сцене оставались полускрытыми. "Я лидер своей группы, и я должен быть на виду. Кроме того, когда мы играем мамбо, я начинаю первым – и музыканты, чтобы видеть меня, поворачиваются к публике спиной, а публика должна видеть их в лицо", – заявил Тито Пуэнте, – и с тех пор на всех концертах его видели вместе с тимбалес на переднем плане сцены. С 60-х годов оркестр Тито Пуэнте постоянно аккомпанировал двум кубинским звездам первой величины: Ла Лупе и Селии Крус. Сам Тито предпочитал работать с последней: характер Селии больше импонировал ему. Практически никогда Тито не отказывался аккомпанировать еще не столь известным, но, по его мнению, талантливым исполнителям. Достойный пример для подражания... Многие из его протеже потом стали звездами первой величины в музыке тропикаль. 

Продолжая властвовать в мире латинской музыки как Король Мамбо, Тито начинает играть в Нью-Йоркских джаз-клубах, таких, как Birdland и The Royal Roost, записывает альбомы Puente Goes Jazz and Night Beat с трубачом Doc Severinson, которые стали "браком джаза и латины", как сказал Тито. "Я старался играть джаз и при этом не потерять Латинскую аутентичность". В интервью с Alan Feuerstein для Planet Salsa Тито сказал: "Я позволил своей обычной музыке немного погулять и перейти в Латинский джаз". "Все, что было когда-то популярным, возвращается через двадцать-тридцать лет - посмотрите на моду, телевидение, это так же касается и музыки.… Когда я закончил записывать свой 100й альбом - я вернулся к тому, с чего начал" 

В 1970 году Тито неожиданно начинает интересоваться совершенно другим музыкальным жанром, когда Carlos Santana, рокер из Калифорнии, переделывает "Oye, Como Va", одну из старых песен Тито, и та попадает в Top 40. Семь лет спустя они обое выступили на знаменательном концерте в Манхеттене. Как сказал Pablo Guzman в Village Voice: "Тито управлял своим оркестром из 15-ти человек кивком головы и взмахом руки, в то же время играя на литаврах. В какой-то момент, когда он взмахивал своими знаменитыми палочками над головой, все ударные выстроились в ряд слева от него, встали и грянули! Народ просто сошел с ума!" 

В 1979 году Тито получил свою первую Грэмми за альбом Beny More, "Homenaje a Beny". В том же году он открыл стипендиальный фонд в школе Juilliard для поощрения талантливых латинских перкуссионистов. Стипендиальный фонд Тито "дает молодому латинскому перкуссионисту стимул учиться читать музыку, чтоб, когда он будет идти записываться на студию, он знал, что делать" - как говорил Тито. "На улице ты этого не узнаешь, поэтому надо идти и учиться". 

Показывая преданность латинской музыке и укрепляя ее позиции, Тито очень много выступал в колледжах и университетах по всей стране. "Надо представить молодое поколение студентов из Центральной и Южной Америки в их студгородках" - сказал Тито Fred Bouchard из Down Beat 's. 

В течение 1980-ых Тито сконцентрировал все свои усилия на том, чтоб стать лучшим исполнителем как Латинской, так и джазовой музыки в своем уникальном стиле. "Иногда джаз может быть скучным но я дам ему новую силу", он говорил Bouchard. "Латинская музыка тоже может быть скучной, потому что она тоническая и доминантовая. Вы выбираете прогрессирующую линию мелодии, потом сочетаете ее с резвым ритмом… это мы уже проходили. Чтоб так играть - нужно знать джаз"

Еще две Грэмми за десятилетие и четвертая в 1990 году подтвердили, что Тито - на высоте. Его композиции также развивались с годами. Как было сказано в начале 1990х в Bouchard, "музыка Тито стала более острой, более ощутимой, более стильной". По-поводу своего 100-го альбома Тито сказал Feuerstein: "Я сделал этот альбом живым… Я собрал и записал всех одновременно, а не так: трубу в понедельник, а сакс - в четверг, потому что я танцор. Я должен танцевать в студии пока группа играет, чтобы почувствовать музыку… Когда вы услышите этот альбом… вы почувствуете ритм, почувствуете вибрацию - потому что мы записали эту музыку так, как это делали в старые времена". 

Продолжая записи альбомов - включая 100й альбом 1992 года, Тито стал больше появляться на глазах у публики. Он выступал в Белом Доме для администрации президента Jimmy Carter, который представил его как "Посла доброй воли латиноамериканской музыки", также принимал участие в The Bill Cosby Show и The David Letterman Show. Он сыграл кое-что из своей музыки в фильме "The Mambo Kings", адаптированной версии романа Oscar Hijuelos, лауреата Pulitzer Prize, получил сою звезду на Аллее Славы в Голливуде. В 1999 году ему было присвоено почетное звание в Университете Колумбии, а в 2000 получил Latin Grammy за лучшее исполнение "Mambo Birdland". 

В свои 70 лет к середине 90-х Тито, имея с женой, урожденной Margie Asencion, троих детей, он продолжает путешествовать и выступать по всему миру: в России, Японии, Пуэрто-Рико. Но в январе 1994 года он сказал Vionette Negretti из San Juan Star, что он намерен притормозить: "Сейчас так много молодых людей, которым надо развивать свой талант, так что старики, как я, должны уступать им место". 

Тито умер после перенесенной операции на 31 мая 2000 года в Нью-Йорке в возрасте 77 лет.

Тито Пуэнте, король мамбо, Эль Сонеро Майор, автор всемирно известной композиции "Oye como va", не так давно ушел из жизни. Каким его запомнил мир? Добродушным, излучающим радость человеком, заставившем полмира танцевать под ритм своего сердца – и не сумевшим обуздать это сердце, когда оно забилось чересчур сильно... Король тимбалес умер на операционном столе в нью-йоркском госпитале, оставив нам в наследство более ста дисков с музыкой самых различных афрокарибских стилей, записанных за шестьдесят лет карьеры. 

Несмотря на в целом благожелательный и добродушный характер, дон Тито отличался острым языком и умел пускать его в ход.

О первенство Кубы в Сальсе
"Когда кончится блокада (имеется в виду конец торговой эмбарго США против Кубы), нам всем нужно будет пойти в школу", интерпретированное как "Куба – это музыкальная школа, в которой жители остальных стран Латинской Америки будут вечными учениками". 

Об учениках
В последние годы жизни Тито на все вопросы о том, кого он видит своим преемником на сцене отвечал так: "Ученики, вы говорите? Они думают, что играют хорошо – но на самом деле им еще многому надо учиться. Мастерство достигается постоянной игрой, оно рождается на улице, по книгам этому не научишься. Тем не менее, есть люди с очень хорошими задатками – и встречаются они практически на каждом шагу. Где бы я не находился – всюду нахожу талантливых молодых людей. В конце концов, есть школы, видео..."

О сальсе
Одна из легенд гласит, что именно Тито Пуэнте принадлежит авторство этого слова. Тем не менее, судя по нижеприведенным словам, в этом возникают большие сомнения. "Когда меня спрашивают, могу ли я сделать сальсу, я спрашиваю в ответ: вы уже проголодались? Не знаю, почему американцы зовут мамбо сальсой. Еще одно дурацкое изобретение гринго. Музыку не едят. И когда я слышу это насквозь коммерческое название, изобретатели которого не знаю, что хотели сказать… Я играю мамбо, ча-ча-ча, гуарача, гуагуанко, румбу, меренге... а сальса – это то, чем поливают макароны."

А ведь мог бы приехать в Россию. Из одного из последних интервью: 
"У меня множество планов. Мы уже подписали контракты на год вперед: мы поедем в Китай, в Россию, по Европе и в Японию (уже в восьмой раз), и, разумеется, объедем с гастролями всю Латинскую Америку. Есть также предложения сняться в нескольких фильмах. Но главным для меня остается одно – сделать все, чтобы латиноамериканская музыка получила настоящее признание на мировом уровне..." 
 

..Дискография


1949 Abaniquito (Tico)
1949 El Timbal (Grey Cliff)
1951 Babarabatiri (Tico)
1955 Goza Mi Cha Cha Cha (Tico)
1955 Cuban Carnival (BMG)
1956 Puente Goes Jazz (RCA)
1957 Let's Cha Cha with Puente (RCA)
1957 Top Percussion (BMG)
1957 Night Beat (RCA)
1958 New Cha Cha/Mambo Herd (LaserLight)
1958 Cha Cha Cha at El Morocco (Tico)
1958 Dance Mania (BMG)
1959 Puente in Love (Tico)
1959 Mambo with Me (Tico)
1959 Dancing Under Latin Skies (RCA/Victor)
1961 The Exciting Tito Puente Band in Hollywood [live] (GNP Crescendo)
1962 Vaya Puente (Tico)
1962 El Rey Bravo (Tico)
1963 In Puerto Rico (Tico)
1963 Tito Puente Bailables (Tico)
1963 More Dance Mania (RCA/Victor)
1963 Tito Puente y Parece Bobo (Alegre)
1964 El Mundo Latino de Tito Puente (Tico)
1964 My Fair Lady Goes Latin (Roulette/Tico)
1964 Latin World of Tito Puente (Tico/Sonido)
1966 Carnaval en Harlem (Tico)
1982 On Broadway (Concord Picant)
1984 El Rey [The King] (Concord Picant)
1984 Puente Now! The Exciting Tito Puente Band (GNP)
1985 Mambo Diablo (Concord Picant)
1987 Un Poco Loco (Concord Picant)
1987 Sensacion (Concord Picant)
1988 Salsa Meets Jazz (Concord Picant)
1989 Goza Mi Timbal (Concord Picant)
1990 Out of This World (Concord Picant)
1991 Mambo of the Times (Concord Jazz)
1991 The Mambo King: His 100th Album (RMM)
1992 Live at the Village Gate (Sony Discos)
1992 Dance Mania, Vol. 2 (BMG)
1992 Mucho Cha Cha (BMG)
1992 Ce' Magnifique (Tico)
1992 Dance Mania 80's (Tico)
1992 Los Originales (Tico)
1992 Pa'Lante! [Straight] (Tico) 

 
 
 


Политика конфиденциальности