Не всяк танцует, кто движет ногами... Я занимаюсь танцами не так давно. Можно сказать, до недавнего времени я даже не задумывалась, что под ту музыку, которую я люблю уже много лет – латиноамериканскую – нужно как-то особенно двигаться, выполнять какие-то фигуры, считать шаги... Считала, что достаточно просто ловить ритм и позволять музыке завладеть тобой. Тем более, на испанских дискотеках, где я получала первую "практику", ничего сложнее "очо вуэльтас"* мои партнеры не изобретали. К их чести, испанские латины не только не бросали неумелую партнершу посреди танцпола, но и даже не оставляли после первой песни. В России, отдаленной от Латинской Америки не только приличным расстоянием, но и многими особенностями жизненного уклада и людской психологии, латиноамериканская (точнее, испаноязычная) музыка была популярна всегда – но редко популярность носила массовый характер. В основном были известны два-три определенных исполнителя (в разные годы – Артуро Сандоваль, Сильвио Родригес, Рафаэль, Моседадес, Антонио Карлуш Жобим и другие). Что касается латиноамериканских танцев – до бума ламбады и макарены знания о них основной массы населения ограничивались стандартным набором, входящим в латино-курс бальных танцев. Не буду углубляться в историю сальсы в России, так как сама не знаю ее настолько глубоко – упомяну лишь, что в результате триумфального шествия Рики Мартина и карибе по миру в Москве начали расти как грибы многочисленные "школы клубной латины", а латиноамериканские студенты получили отличный способ подзаработать, обучая народ повадкам "знойных мачо" и "карибских красоток". Некоторые из этих школ развились в достаточно серьезные, другие остались на уровне восприятия сальсы как "аэробики под латиноамериканские ритмы", третьи, как хамелеоны, следуя веянием изменчивой моды, перешли с латино на хип-хоп и брейк, чтобы забыть потом и о них, когда спадет популярность... Сейчас в Москве, Петербурге, Иркутске, Киеве, Ростове существуют давно заявившие о себе, популярные школы латиноамериканских социальных танцев, преподают в которых уже наши соотечественники, многие - ученики тех самых, первых латиноамериканских преподавателей. Несмотря на то, что ни один из двух наших популярных музыкальных тв-каналов, ни наиболее слушаемые радиостанции не проводят пропаганду латиноамериканской музыки в России, люди все равно приходят учиться танцевать. Одни приходят по рекомендации друзей и знакомых, другие ищут самостоятельно, третьи уже занимаются другими видами танцев и просто приплюсовывают сальсу к своим танцевальным "умениям", четвертые – что скрывать! – относятся к танцам как к способу стряхнуть лишний вес, пятые – считают, что это лучший способ подержаться за аппетитные формы симпатичных девушек и, если повезет, напроситься на дальнейшее знакомство... Очень везет тем, кто попадает к преподавателю, способному отличить сальсу от кумбьи и вальенато (я имею в виду тех, кто все вышеперечисленное не объединяет под одной этикеткой "клубная латина" и не дает один набор "универсальных" движений, пользуясь неосведомленностью учеников). Либо занятиями у преподавателя-халтурщика, либо полным безразличием к музыке и непониманием ритма объясняется то, что у нас можно увидеть, как сальсу танцуют подо все подряд, и выглядит это, мягко говоря, не лучшим образом. Разумеется, на дискотеке главное – хорошее времяпровождение. Но не до такой же степени – если уж считаешь себя танцующим человеком... Вдвойне везет тем, кого с самого начала знакомят с психологией танца – то есть, объясняют, что танец, тем более парный – это не просто набор движений, а прежде всего взаимодействие партнеров, умение ловить ритм, любовь к музыке, под которую танцуешь. Недавно мне довелось разговаривать с человеком, который признался мне, что терпеть не может сальсу, она ему категорически не нравится как музыка. На мой недоуменный вопрос, зачем он тогда учится ее танцевать, он ответил: "Все мои друзья и я танцуем хастл. Но друзья в последнее время увлеклись сальсой, на вечеринках ставят сальсу, а я не умею ее танцевать – вот и учусь, чтобы не сидеть у стенки..." На законный вопрос, зачем же себя мучить и танцевать, если не нравится, он недоуменно посмотрел на меня и повторил: "Чтобы не сидеть у стенки". Типичный пример неправильного восприятия. А точнее, в этом случае – обыкновенное проявление стадного инстинкта. Человек старается, мучится, шаг за шагом изучает фигуры – но эти мучения не имеют смысла, он никогда не будет танцевать. Он будет двигаться под музыку. С таким партнером танцевать попросту неинтересно, даже если он в совершенстве изучит всю техническую сторону. Есть еще такая очень важная для танца вещь – эмоциональность, игра. В последнее время даже на танцевальных конкурсах появился такой критерий оценки – насколько партнеры захвачены танцем. Сымитировать то, чего нет, невозможно – наигранные эмоции будут выглядеть неестественно и нелепо. Чтобы танец получился ярким, на время, пока звучит музыка, каждый из партнеров должен представить те чувства, которые передает композиция, проникнуться ими, вжиться в образ. Чаще всего, конечно, в латиноамериканских танцах – это любовно-эротические переживания, флирт, поддразнивание и обольщение партнера. Потому-то так удачно получается танцевать у действительно влюбленных партнеров. Но даже если вы танцуете со случайным партнером на дискотеке, можно (всего лишь пока звучит песня, не дольше...) представить себе, что именно он (она) – тот самый идеал, который вы мечтали встретить всю жизнь. Нередко я замечала, как двое танцуют с отсутствующим выражением лица, не глядя друг другу в глаза (при том, что визуальный контакт и искренняя улыбка расслабляют как ничто другое), словно на автомате повторяя то, что заучили на занятиях. Танец такой пары напоминает тяжелую физическую работу, избавиться от которой нет никакой надежды, судя по выражению напряженного страха в глазах обоих. Вина здесь, считаю, лежит частично на преподавателе, не объяснившем своим ученикам простую истину – в ошибках нет ничего страшного, танцпол дискотеки – не паркет чемпионата мира по танцам, и людям вокруг нет никакого дела до того, как ты танцуешь, если лично их это не затрагивает. Другой тип – люди, которые танцуют преувеличенно эротично, – тут, скорей всего, мы имеем дело с теми, кто буквально понял старый штамп "латина – это секс", к тому же явно работающими на публику. Таких людей мне просто жаль, если их единственная цель – привлечь к себе внимание окружающих, от самого процесса танца они вряд ли когда-нибудь получат удовольствие. Так же, как и те, кто в первую очередь стремится выучить побольше сложных фигур и продемонстрировать их все на танцполе. Танцор такого типа никогда не будет доволен собой в полной мере, ему всегда будет казаться, что он не умеет чего-то, что могло бы поднять его на недосягаемую высоту танца. Тут не мешало бы вспомнить, какие танцы мы называем социальными – те, которые не требуют специальных умений, которым можно научиться в любом возрасте, которые не отличаются сложностью движений, но хорошо смотрятся, которые человек танцует ради удовольствия, расслабления, выплеска эмоций. Если классические (бальные) танцы – это красивый спорт, социальные танцы – это жизнь. Поэтому заморочки здесь не нужны и не уместны. Изобретать и экспериментировать – это прекрасно, но сложные фигуры не должны стать самоцелью танца. Возможно, и это преподаватель должен объяснить ученику... К последним словам хочу прибавить, что из-за этих сложных фигур может возникнуть такая нехорошая вещь, как конфликт партнеров. Увлекаясь самосовершенствованием, партнер просто может бездумно гонять партнершу вокруг себя, не озабочиваясь совпадением своего и ее ритмов, не дает ей допустимой свободы импровизации, наконец, не заботясь об обыкновенном удобстве танца (девушке вовсе не приятно, когда ей так и этак выкручивают руки, стараясь добиться нужного эффекта). Не говоря уже о попадании в музыку. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что и партнерши, бывает, ведут себя не лучшим образом. Я сама была свидетельницей, как однажды девушка, танцуя в руэде, решила поимпровизировать, дабы показать себя любимую во всей красе, и в результате сбила всю руэду. Что тут можно еще сказать... Только избитую истину: не стоит забывать, что вы танцуете в паре, и танец должен доставлять удовольствие обоим. Как-то, танцуя, я услышала от партнера такую фразу: "Я боюсь, что тебе со мной скучно танцевать, потому что я знаю немного движений..." Парень просто не подумал, что если я: а) уже танцую с ним; б) танцую с ним не в первый раз; в) собираюсь и дальше с ним танцевать – значит, мне явно не скучно. Если человек хоть немного знаком с этикой танца, он никогда не скажет партнеру, что тот плохо танцует, скорее, найдет благовидный предлог больше с ним не танцевать. Думаю, в этом свете тот факт, что с тобой танцуют, говорит сам за себя. Музыка... В очень правильном по философии фильме "Танцуй со мной" главный герой спросил героиню: "Как можно танцевать без музыки? Ведь это идет от нее..." Эти же слова я услышала от преподавателя одной из наших школ сальсы на сальса-конгрессе в прошлом году. Он же говорил, что пора перестать "считать сальсу", это хорошо для начинающих, чтобы человек учился координировать движения и управлять своим телом – но все же сальса рождается не в счете "раз-два-три", а в душе и в ногах человека. Сначала музыка проникает в грудь, оттуда стекает в ноги, и они подхватывают ритм… дальше ты себе не принадлежишь... и потому наркотик танца люди употребляют всю жизнь. Только в отличие от обычных наркотиков этот продлевает и жизнь, и молодость, и здоровье. В Испании очень распространены "veladas para los jubilados" – что-то вроде наших "вечеров для тех, кому за 60" , только бабушки и дедушки помимо песен своей юности танцуют сальсу, меренге, севильяну, джипси-румбу... Сама танцевала со старичком восьмидесяти (!) лет кумбью, и это было здорово. С другой стороны, я лично не могу танцевать под музыку, которая мне не нравится. Если тебя не захватывает мелодия, если музыка не может проникнуть в подсознание, а идет мимо, танца не будет – будет движение под музыку. Стоит упомянуть, что иногда при самом заводном ритме, содержание песни (текст) таково, что танцевать под нее не получается. Примеров сколько угодно: сальса от Бладеса с социальной тематикой, "La noticia" Джимми Боша, популярное в последнее время у нас на дискотеках меренге Sandy "Homenaje a Papo" (посвящение погибшему Папо)... Конечно, я не хочу сказать, что все обязаны срочно учить испанский, дабы не потанцевать случайно под "нетанцевальную" сальсу. Это скорей вопрос на совести ди-джеев-латиноамериканцев, которые могли бы и не ставить подобные вещи на дискотеках. Во избежание недоумения испаноязычной публики. И, конечно, никогда меня не оставляло равнодушным, когда человек говорил: "мне все равно, какая это сальса, главное, чтоб была сальса". Человек, претендующий на то, чтобы называться сальсеро, должен хоть немного интересоваться музыкой, под которую он танцует. Равнодушие формирует плохой музыкальный вкус, более того, если человеку все равно – значит, в общем-то, ему все равно, танцевать ли сальсу или мамбо, музыка ему нужна лишь потому, что он знает движения, которые под нее полагается делать. То есть, в сальсе он случайно, пока не нашел себе другого хобби. Помню, разговаривала с одной девушкой, которая танцует уже три года, но не смогла при этом ответить на вопрос, какая у нее любимая композиция. "Я об этом не задумываюсь, – сказала она. – Лишь бы музыка играла, а какая – неважно". Что ж, говорят, "многие знания – многие печали"... Но ведь человеку не может нравиться решительно все, что он слышит! Значит, ему не нравится ничего. Опять же, я не хочу сказать, что каждый обязан быть музыковедом. Просто не понимаю, как можно танцевать без музыки. Кстати, эта же девушка однажды подошла ко мне на занятиях, когда я разговаривала с подругой, которую в тот день впервые привела заниматься. Она спросила меня: "Тебе что, есть о чем разговаривать с ними?" Я, в недоумении, переспросила, что она имела в виду. Она пояснила: "Не понимаю, о чем можно разговаривать с этими? Они ведь еще танцевать не умеют." Не буду пересказывать наш дальнейший разговор, это того не стоит. Просто этот случай я вспомнила к тому, что танцевальный стаж еще не причисляет нас к некоей недосягаемой элите и не дает права презрительно отзываться о новичках. Каждый в свое время начинал, никто не родился танцором, не говоря уже о том, что человек может быть тебе интересен как собеседник даже не имея вообще никакого представления о твоем хобби. Вспоминая свои первые шаги в сальсе, то, как тяжело было учиться подчиняться партнеру (который, бывало, абсолютно не чувствовал музыку и не разделял моей увлеченности процессом танца), то, как терпелива была моя преподавательница, я просто не могу считать себя лучше кого-либо просто потому, что я танцую полтора года, а он – полтора месяца. Общее хобби должно объединять людей, а не разделять их. Однажды один мой друг, сам танцующий, долго пытался добиться от меня
ответа на вопрос, что такое сальса, и почему люди ее танцуют. Я на это
ответила ему, что это каждый для себя решает сам. Я знаю, что сальса значит
для меня и для чего я ее танцую, но я не могу ответить, что есть сальса
для моего партнера, для моей подруги по танцшколе, для моей преподавательницы...
Все, что я могу – это пытаться заинтересовать людей сальсой, поделиться
своими знаниями о ней, помочь тому, кому могу чем-то помочь. Точно знаю,
чего бы мне не хотелось, чтобы это было в сальсе
– халтуры, равнодушия, снобизма, показухи, разобщенности... Возможно, я
слишком идеализирую, возможно, сгущаю краски... Как бы то ни было, знаю
одно: наркотик латиноамериканской музыки уже прочно проник в кровь, и танцевать
я буду до конца дней своих. Это неизлечимо. К счастью.
Политика конфиденциальности |